Основы Аюрведы

Аюрведическая концепция болезни

Болезнь не возникает внезапно. Существует прямая причинно-следственная связь между влияющими на нас факторами и результатами их действия. Причина скрывает в себе следствие, а следствие - это раскрывшаяся причина. Причина подобна семени, в котором скрыто еще не проявившееся дерево. Дерево - это проявленное качество семени. Здоровье - это следствие здорового образа жизни и здоровых привычек, а болезнь - это «дерево», произрастающее из нездоровых привычек. Так учит «Чарака-самхита».

 

Причины возникновения болезней

Существуют три основных природных начала: саттва-гуна, раджа-гуна, тама-гуна. Взаимные сочетания гун создают всевозможные оттенки психики человека и определяют различные проявления человеческого характера.

Саттва-гуна (благость). Связана со способностью живого существа оценивать те или иные проявления окружающего мира и происходящие события непредвзято, без эмоций и ощущений, только с помощью чистого интеллекта (буддхи). Ее характеризуют умиротворение, спокойствие, ясность ума, искренность, жизнерадостность и оптимистичность. Гуна благости отражает Закон вселенской гармонии, дает защиту от многочисленных болезней, преждевременной старости и смерти. Большинство современных людей могут удерживать состояние гуны благости лишь очень короткое время, так как подвержены влиянию раджаса и тамаса.

Раджа-гуна (страсть). Овладевая нашей психикой, эта гунна лишает нас правильного восприятия мира, порождает очень сильные привязанности к объектам чувств (пристрастия), в результате чего затрачивается огромное количество энергии на их достижение. Гуна страсти затуманивает сознание и способствует проявлению многочисленных пороков и влиянию отрицательных психологических стереотипов, которые считаются корнями большинства болезней. Симптомами раджа-гуны считаются: гордыня, эгоцентризм, раздражительность, зависть, алчность, гневливость, ненависть, ревность, похотливость, импульсивность, умственное беспокойство, нетерпимость, склонность к насилию, властолюбие, болтливость, страх и др. Любой из этих симптомов свидетельствует о зарождающейся болезни.

Тама-гуна (невежество). Погружает сознание человека в невежество, вызывает умственную инерцию, сон, апатию, медлительность, лень, наплевательское отношение к своей и чужой судьбе; рождает зависимость от стимуляторов и наркотических средств, склонность постоянно впадать в иллюзии, тупость, неразборчивость в том, что является благом, а что злом. Если доминирует гуна невежества, человек утрачивает желание заботиться о своем здоровье, он часто питается испорченной или несоответствующей пищей, не соблюдает правильный режим дня, разрушает свое тело алкоголем и наркотиками и обращается к врачам лишь на стадии, когда болезнь уже сильно проявлена в теле.

Если раджа-гуна или тама-гуна завладевают сознанием человека, аюрведическая медицина считает это предпосылкой возникновения причины болезни.

Аюрведа выделяет три основные причины болезней:
- Осознанное преступление против мудрости (прагья-апарадха).
- Негармоничное использование чувств (асатмья-индрияртха-самйог).
- Неуважение времени (кала-паринама).

Осознанное преступление против мудрости (прагья-апарадха). Чаще всего мы заболеваем из-за того, что пренебрегаем собственными понятиями, то есть совершаем осознанное преступление против своей же мудрости (прагья-апарадха). Например, следуем минутному побуждению и выбираем заведомо нездоровую пищу, которая создает нам проблемы. Чарака в своем каноне описывает прагья-апарадху следующим образом: негармоничное, вредное или нежелательное поведение человека, который потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью. В основном это проявляется в виде врагов ума (анартх) и стереотипов поведения, например гордыни, гнева, зависти, алчности, страха и других. Все эти чувства расстраивают равновесие дош.

Тревога, неуверенность, страх, нервозность, беспокойство, смятение, скорбь и печаль вызывают увеличение Вата-доши.

Гнев, зависть, ненависть, честолюбие, соревновательный дух, склонность к осуждению, язвительность, перфекционизм и потребность контролировать ситуацию вызывают увеличение Питта-доши.

Алчность, привязанность, чувство собственничества, скука, лень и апатия вызывают увеличение Капха-доши.

Негармоничное использование чувств (асатмья-индрияртха-самйог). Органы чувств снабжают нас жизненно важной информацией и дают огромное удовольствие. Но поскольку восприятия, мысли и чувства - это не только психические переживания, но и биохимические события, неправильное использование органов чувств может создавать дисбаланс в организме и вести к болезни.

Перегрузка органов чувств переутомляет нервную систему. Например, длительное воздействие яркого света травмирует сетчатку и переутомляет зрительный нерв, ведет к возбуждению Питта-доши, и потому у человека рано или поздно ухудшается зрение или возникают симптомы воспаления нерва. Продолжительное воздействие громкой музыки или громких звуков травмирует и ослабляет барабанную перепонку и другие части органа слуха. Долгое загорание переутомляет чувство осязания, возбуждает Питту и может вести к раку кожи. Восприятие извращенной чувственной информации, например просмотр фильмов со сценами насилия, — это также пример неправильного использования органов чувств.

Использовать органы чувств с недогрузкой — значит не воспринимать с полным вниманием, игнорировать воспринимаемое или не использовать в полной мере возможности нашего изумительного сенсорного аппарата. В современной медицине известны такие болезненные состояния, как сезонное аффективное расстройство — разновидность депрессии, поражающая людей, которые зимой не получают достаточно солнечного света, «комнатная горячка» — дискомфорт и беспокойство, возникающие при длительном пребывании в помещении. Продолжительное голодание, когда имеет место недогрузка органа вкуса, возбуждает вату.

Неуважение времени (кала-паринама). Все физиологические процессы в организме человека строго синхронизированы, начинаются в определенные моменты времени, имеют временную протяженность и заканчиваются в определенные моменты. Но внутренние процессы человеческого организма и их биоритмы не произвольны, а связаны с внешним миром и с его временными ритмами. Человек не автономен, его «внутренние часы» сонастроены с природными циклами. По этому поводу у Дипака Чопры есть хорошее выражение: лучше плыть по волнам природы, чем бороться с ними.

Человек должен учитывать свой возраст. В Аюрведе время жизни человека подразделяется на три периода: детство – Капха, зрелость – Питта, старость – Вата. Для каждого из периодов характерны определенная физическая нагрузка, диета, заболевания.

Человек должен согласовывать свой распорядок дня с суточным циклом: время отхода ко сну и время подъема, время приема пищи, деловую активность, секс и прочее.

Кроме того необходимо учитывать времена года. В Аюрведе времена года классифицируются согласно преобладающей в них доше. В холодную, ветренную и сухую осеннюю погоду преобладает Вата-доша, затем ее сменяют темные, тяжелые, сырые и пасмурные Капха-качества зимы. Ранней весной по-прежнему преобладает Капха, но по мере приближения лета прибывающие тепло, свет и яркость проявляют качества Питты, которые достигают максимума в середине лета. Каждый из этих сезонов создает определенные проблемы для здоровья. Доша, преобладающая в данное время года, имеет тенденцию накапливаться в организме и возбуждаться, особенно у людей, в конституции которых она преобладает. Поступая разумно, можно избежать ее накопления и возбуждения.

 

Механизм развития болезни

Западная и восточная медицина по разному описывают механизм развития болезни. Для лучшего понимания вопроса сравним оба подхода.

Современная западная медицина, опираясь на материалистическое мировоззрение, признает существование только физического тела и выделяет три основных стадии развития болезни:

1. Бессимптомный доклинический период болезни. Для большинства болезней точно установить момент их возникновения практически невозможно. Это в значительной степени связано с наличием компенсаторно-приспособительных реакций в организме и недостаточной эффективностью современных лабораторно-поисковых методов.

2. Продромальный период с первыми клиническими проявлениями. При истощении компенсаторных механизмов появляются первые клинические признаки. Данную стадию заболевания можно выявить далеко не всегда.

3. Период развернутых клинико-анатомических проявлений. На этой стадии заболевания отмечаются выраженные изменения в структуре и функциях органов и тканей и характерные клинические симптомы. Данный период заболевания может закончиться: выздоровлением, рецидивом (возвратом) болезни, переходом в хроническую форму, смертью.

Согласно Аюрведе, болезнь - это конечный результат длительного процесса, который можно обнаружить и скорректировать на любой стадии. Этот процесс тщательно изучен и его стадии детально описаны. Аюрведа выделяет шесть основных стадий развития болезни. У разных аюрведистов название стадий могут несколько отличаться, но суть процессов одна.

 

Процесс болезни проходит следующие стадии развития:
- Психофизиологическая (ментальная).
- Энергоинформационная (эфирная).
- Нейроэндокринная (разбалансировка трех дош).
- Токсическая.
- Проявленная (симптоматическая).
- Терминальная (необратимая).

Аюрведа имеет определенные методы раннего выявления патологического процесса и лечения: первые три стадии болезни считаются легко излечимыми, четвертая – излечимой, пятая – трудно излечимой, шестая – неизлечимой.

Рассмотрим подробнее эти стадии развития процесса болезни.

Психофизиологическая (ментальная) стадия развития болезни. Это начальная стадия развития болезни. На этой стадии возникают причины заболевания – анартхи (враги ума, пороки ума) или негативные стереотипы поведения. Она может начаться не обязательно в этом воплощении, может тянуться из предыдущей жизни.

Энергоинформационная (эфирная) стадия развития болезни. На этой стадии «пороки ума» начинают дисгармонизировать эфирное тело человека. Обычно большинство наших мыслей сопровождается определенной эмоциональной оценкой. На анартхи психика реагирует негативно, и это сказывается на энергоинформационной структуре человека: нарушается работа чакр и циркуляция энергии по каналам нади.

Нейроэндокринная стадия развития болезни. Негативные мысли и отрицательные эмоции, внося искажения в энергоинформационное тело, вызывают разбалансировку центров головного и спинного мозга и нарушают гормональное равновесие физического тела. Происходит разбалансировка трех дош. На этой стадии человек не чувствует недомогания и не обращается к врачу. Теоретически, современная медицина может выявить патологию на этой стадии лишь с помощью достаточно дорогостоящих биохимических и инструментальных исследований.

Токсическая стадия развития болезни. Дисбаланс гормонального равновесия приводит к нарушению обмена веществ. Происходит образование и накопление продуктов неполного метаболизма (амы). Накопление амы вызывает вялотекущую интоксикацию. Могут появиться общие симптомы: вялость, утомляемость, слабость, головные боли, неприятный запах изо рта, неустойчивый стул, высыпания на коже и т.п. Обращение в медучреждение на этой стадии превращается в хождение от одного узкого специалиста к другому и редко даёт положительный эффект. Разнообразные общие симптомы не укладываются в четкую клиническую картину, что затрудняет постановку диагноза и назначение лечения.

Проявленная (симптоматическая) стадия развития болезни. Циркулирующая в крови и межтканевом пространстве, ама начинает оседать в определенных ослабленных органах. Начинается патология этого органа. Возникают специфические симптомы, характерные для конкретного заболевания. Именно на этой стадии, как правило, человек обращается к врачу со словами: «сегодня заболело». Но на самом деле «заболело» уже давно, и это уже пятая стадия заболевания. Соответственно именно этой стадией болезни в основном и занимается современная медицина: выявляет симптомы, ставит диагноз, назначает симптоматическое лечение.

Терминальная (необратимая) стадия развития болезни. В случае, когда симптомы постоянно подавляются, а причина болезни не устраняется, патология переходит на шестую стадию. Происходит постепенное разрушение и гибель органа. Возникает неизлечимая патология. И Аюрведа и современная западная медицина могут только облегчить страдания пациента и замедлить приближение финала. Или же пересадить орган. А затем, эта не излеченная болезнь проявится в следующей жизни человека. Так и возникают кармические заболевания.

Как видим, в отличие от современной медицины, Аюрведа позволяет выявить болезнь на более ранней стадии и применить терапию, которая не подавляет болезнь, а исцеляет пациента. Этому способствует понимание физиологических процессов, происходящих в человеческом организме, в их «тонкой» и «грубой» форме. И здесь большое значение имеет понимание процесса нарушения равновесия дош, которым сопровождается любое заболевание.

 

Болезнь и принцип тридоша

Начиная с нейроэндокринной стадии развития болезни происходит нарастающий процесс разбалансировки трех дош. Нарушения в эфирном теле выводят из равновесия Вату, Питту и Капху. Но некоторые аюрведисты считают, что начало процесса разбалансировки трех дош совпадает с психофизиологической (ментальной) стадией развития болезни.

Этот процесс можно кратко описать следующим образом. Под действием ряда факторов (мыслей, эмоций, питания, климата, времени года, образа жизни и т.д.) соответствующие доши усиливаются. В результате ослабевает пищеварительный огонь, что в свою очередь приводит к накоплению непереваренной пищи (амы). Скопление амы в ослабленных местах приводит к ухудшению проводимости каналов, что вместе с увеличением дош приводит к превышению пропускной способности каналов. В этих местах и проявляются первые симптомы болезни.

В Аюрведе выделяют следующие стадии разбалансировки дош:
1. Накопление.
2. Возбуждение (обострение).
3. Распространение (излияние).
4. Локализация (отложение).
5. Проявление.
6. Разрушение (дифференциация).

Первые две стадии соответствуют повышению дош в характерных для них местах, остальные четыре - их распространению в другие части организма. Рассмотрим эти процессы подробнее.

1. Накопление. Уровень дош начинает повышаться в характерных для этих дош местах организма. Причинами этого процесса могут стать неправильное питание, плохая адаптация к сезонным условиям, неправильный образ жизни, нарушение психического равновесия, а также все те факторы, которые обычно увеличивают соответствующую дошу.

Вата-доша скапливается в толстой кишке, вызывая вздутие, газы, запоры, бессонницу, страх, упадок сил, сухость и тягу к теплу.

Питта-доша скапливается в тонком кишечнике, вызывая ощущение жжения, лихорадочные состояния, повышенную кислотность, горький привкус во рту, желтоватый оттенок мочи и кала, тягу к холодному и гневливость.

Капха-доша скапливается в желудке, вызывая вялость, ощущение тяжести, бледность, вздутие, несварение и потребность в легкой пище.

2. Возбуждение (обострение). Доши продолжают накапливаться в соответствующих им местах, в результате чего усиливаются проявившиеся здесь симптомы и появляются (под давлением этого скопления) отраженные симптомы в других частях организма.

Вата-доша вызывает ощущение легкости в голове, боли или спазмы в животе, дальнейшее усиление запоров и скопление газов, сопровождаемое характерным звуком в кишечнике, а также вздутие в верхней части живота.

Питта-доша вызывает дальнейшее повышение кислотности, кислую отрыжку, жгучую боль в животе, сильную жажду, упадок сил и трудности при засыпании.

Капха-доша вызывает потерю аппетита, несварение, тошноту и усиленное слюноотделение, ощущение тяжести в голове и сердце, а также сонливость.

3. Распространение (излияние). Заполнив до отказа места своей локализации, доши начинают изливаться в другие органы и ткани. Выходя за пределы желудочно-кишечного тракта, они проникают в плазму и кровь.

Доши уже не сосредоточены в одном месте. Они продвигаются в различных направлениях, вызывая разнообразные расстройства и дисфункции. Характер и локализация этих нарушений зависят от направления движения дош, которые могут двигаться в любую сторону, но выбирают тот путь, где их продвижение встретит меньше всего препятствий. При этом они взаимодействуют с тканями и продуктами жизнедеятельности организма и смешиваются с ними, что вызывает усугубление симптомов в соответствующих местах.

Вата-доша вызывает сухость кожи, боли в суставах или их ригидность, боли в нижней части спины, судороги, спазмы, головную боль, сухой кашель, перемежающуюся лихорадку, запоры с болями в брюшной полости и болезненными ощущениями при опорожнении кишечника, а также общую слабость.

Питта-доша вызывает воспалительные заболевания кожи, конъюнктивит, воспаление десен, головокружение, головную боль, сильную лихорадку, рвоту с желчью, а также понос и ощущение жжения при опорожнении кишечника.

Капха-доша вызывает кашель, астму, опухание желез, умеренную лихорадку, рвоту, опухание суставов, появление слизи в кале.

4. Локализация (отложение). На этой стадии доши накапливаются в других частях тела и начинают вызывать там характерные для них расстройства. Обычно они захватывают слабые или уязвимые места. Если, например, таким местом являются суставы, то возбужденная доша начинает скапливаться в них, что затем приведет к артриту. Симптомы, на предыдущей стадии имевшие тенденцию к перемещению, становятся теперь более локализованными.

5. Проявление. Локализовавшись в определенном месте, доша вызывает проявление четкой симптоматики конкретного заболевания - астмы, диабета, артрита и т.д.

6. Разрушение (дифференциация). На этой стадии происходят структурные нарушения в клетках, тканях и органах. Доши проявляют свои характерные свойства, и болезнь приобретает окраску вызвавшей ее доши. Теперь можно определить, возбуждением какой из дош вызвана болезнь.

Например, при артрите Вата-типа будут наблюдаться сильные боли, ощущение холода, ригидность, сухость кожи и запоры. Артрит Питта-типа будет характеризоваться лихорадочным состоянием, ощущением жжения, покраснением и опуханием суставов, неоформленным стулом. Капха вызовет опухание, отечность, появление слизи, застойные явления.

Процесс заболевания во всех случаях одинаков. Различными могут быть лишь доши, вызвавшие болезнь, направления их движения и места конечной локализации. Таким образом, Аюрведа предлагает нам великолепное по своей простоте и в то же время исчерпывающее объяснение процесса болезни, дающее возможность лечить ее на той стадии, когда лечение наиболее эффективно.

 

Аюрведическая классификация болезней

Аюрведическая классификация болезней меняет обыденное западное представление о патологиях, как случайных поломках, вызванных внешними факторами, и как о негативном и исключительно физиологическом явлении.

С точки зрения Аюрведы все болезни подразделяются на пять видов.

«Болезни-учителя». Эта разновидность болезней возникает, когда человек сворачивает с пути эволюции сознания и прекращает свое духовное развитие. «Болезни-учителя» помогают человеку осознать правильное направление своего развития. По наблюдениям специалистов, в современном мире таких болезней встречается около 60-70 %.

«Болезни-друзья». Эти болезни защищают организм человека от других более опасных заболеваний, или ослабляют их разрушительное воздействие. Например, системные дерматиты (экземы, нейродермит, псориаз) защищают человека от такого смертельно опасного заболевания, как бронхиальная астма. Известны случаи, когда люди, страдающие бронхиальной астмой, полностью избавляются от нее, перенеся туберкулез. С давних времен известно и то, что если у человека, страдающего эпилепсией, разовьется варикозное расширение вен, то проявление судорожного синдрома может полностью исчезнуть или ослабнуть. Лечение таких болезней требует особого подхода, учитывающего их позитивное влияние на ход основного заболевания. Таких заболеваний встречается около 3-5 %.

«Болезни-помощники». Эти болезни протекают, как правило, в легкой форме, и оказывают укрепляющее, адаптирующее воздействие на организм человека, вырабатывая иммунитет и защищая человека от более тяжелых заболеваний. Болезни-помощники в определенной степени обеспечивают биологическую эволюцию человека, приспосабливая его к изменениям окружающей среды. Обычно они проходят сами, без лечения. Встречаются в 3-5 % случаев.

«Болезни-проводники». Возникают за несколько лет до смерти, чтобы обеспечить уход человека из мира, ведь никто не умирает просто от старости. С точки зрения Аюрведы, связаны с истощением оджаса (жизненной энергии), и считаются неизлечимыми. Такие заболевания встречаются сейчас в 10-15 % случаев.

«Болезни-враги». Возникают исключительно под воздействием внешних патогенных факторов.  Например: травмы, токсины, переохлаждение, ионизирующее излучение и т.п. Встречаются в 5-10 % случаев.

Данная аюрведическая классификация болезней не только, и не столько систематизирует болезни, сколько дает ключ к пониманию причин возникновения патологий, и помогает  выработать конструктивный подход к исцелению того или иного заболевания.

 

Основные направления исцеления

Аюрведа, не смотря на свой глубокий философский подход к выработке концепций здоровья и болезни, не является сугубо теоретической наукой, а представляет собой очень практическое знание. Задача Аюрведы — как можно раньше, на более ранней стадии распознать болезнь, установить её причины и применить терапию, которая не будет подавлять болезнь, а будет исцелять пациента. Аюрведа применяет следующие основные направления исцеления:
1. Устранение глубинной причины болезни.
2. Изменение образа жизни пациента согласно его конституции, включая питание и режим дня.
3. Собственно лечение, то есть назначение пациенту тех или иных аюрведических средств и методов терапии: фитокомпозиций, массажа, очистительных процедур, ароматерапии и т.п.

Самый сложно достижимый, но и самый эффективный путь к здоровью – это  устранение глубинной причины болезни: анартхов (врагов ума, пороков ума) и негативных стереотипов поведения. И здесь Аюрведа рекомендует воспользоваться арсеналом древних ведических знаний, содержащих различные виды духовных практик, которые считаются наилучшим лекарством для ума, позволяющим избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса.

Рекомендуются следующие виды духовных практик:

Гьяна-йога – путь философии, когда человек познает истину, изучая науки и законы мироздания. Представляет собой изучение философско-религиозных канонов или получение трансцендентного знания от наставника с последующим постепенным процессом осознания законов материальной природы и способов освобождения от зависимости по отношению к ней.

Аштанга-йога – путь контроля над своими чувствами и умом, постижения в медитации своего высшего «Я». Является восьмиступенчатым путем Патанджали, дающим возможность постепенно очистить все оболочки души от «грубой и тонкой грязи», научиться полностью контролировать свое тело, чувства и ум и войти в непосредственный контакт с Богом путем длительной медитации.

Бхакти-йога – путь любовного служения Высшему Началу. Путь раскрытия своего сердца и культивирования любви к Богу и другим живым существам. Этим путем идет большинство духовных традиций мира.

Особое место в арсенале аюрведических целебных средств отводится здоровому образу жизни. Никакие самые эффективные методы лечения неспособны привнести в нашу жизнь здоровье. Любое лечение может только восстановить нарушенное равновесие в отдельном звене организма, так как  имеет свои ограничения по продолжительности воздействия и зоне охвата. И только систематический здоровый образ жизни на протяжении  многих десятков лет способен поддерживать равновесие и гармонию всей системы человеческого организма в целом.

Аюрведическая концепция  здорового образа жизни основана на принципах целостности человека, его единства с окружающим миром, индивидуального подхода к пациенту, учета его конституциональных особенностей и психоэмоциональной сферы.

Путь к здоровому образу жизни непрост, многогранен и бесконечен, как сама жизнь. Он непросто согласуется с современным общепринятым стилем жизни. Его не купить ни за какие деньги, он требует участия самого пациента и его личных значительных усилий. Он включает в себя не всегда приятные открытия в процессе самопознания, и требует особой осознанности и внимания. Пройдёт немало времени, прежде, чем здоровый образ жизни станет привычным, и принесет первые положительные результаты.

Но другого пути нет, только здоровый образ жизни закладывает прочный фундамент подлинного физического и душевного здоровья, счастья и удовлетворенности.