Основы Аюрведы

Аюрведа и современная медицина

Развитие цивилизации делает мир всё более безопасным и комфортным. Современная высокотехнологичная медицина победила множество болезней. И всё же люди не стали здоровее и всё больше страдают от внутренней неудовлетворенности. Этот парадокс побуждает нас обратить внимание на традиционные системы оздоровления, попытаться переосмыслить их мудрость, и интегрировать их опыт с достижениями современной науки и технологии. И здесь мы с надеждой уповаем на Аюрведу.

Аюрведа - древнейшая система оздоровления, испытанная и проверенная миллионами людей на протяжении тысячелетий. Цель аюрведы - достижение физического и душевного здоровья путем установления равновесия во внутренней сфере человека и его гармонии с окружающим миром.

 

Слово «Аюрведа» в буквальном переводе означает «наука о здоровой жизни и долголетии». Это традиционная система оздоровления, которая является частью Ведической культуры древней арийской цивилизации, существовавшей десятки тысячелетий назад. Аюрведа послужила родоначальницей китайской и тибетской национальных медицинских систем и заложила основы современной западной научной медицины. В настоящее время, несмотря на значительные достижения современной медицины, Аюрведа не утратила своей ценности и переживает настоящий бум среди западных специалистов и населения.

Хочу особо остановиться на вопросе сравнения Аюрведы и современной медицины. В отличие от современной медицины, аюрведическая концепция  здоровья опирается на Ведическую философскую платформу, учитывает духовный аспект мироздания, основывается на принципах целостности человека и его единстве с окружающим миром, придерживается индивидуального подхода к пациенту и учета его конституциональных особенностей и психоэмоциональной сферы. Как видим, эти отличия существенны и не в пользу современной медицины. Но я не разделяю точку зрения отдельных авторов в вопросе противопоставления Аюрведы и современной т.н. «официальной» медицины, и необоснованного умаления её достижений. Я считаю, что современная медицина оказалась неспособна обеспечить здоровье общества в силу определенных недостатков развития самого общества.

Официальная западная медицина возникла как результат воплощения ведического принципа «место – время – обстоятельства», приложенного к Аюрведе в условиях эллинской культуры. Но в последствие эти обстоятельства изменились столь сильно, что медицина утратила живой дух Аюрведы. Медицина – это отрасль общественного хозяйства, которая функционирует по экономическим законам и должна удовлетворять специфические запросы общества в области здоровья. История распорядилась так, что общество, только прикрываясь духовными идеалами, на деле избрало технократический путь развития, где человек был заменен на потребителя. Движущей силой общественного развития стала идея максимального удовлетворения текущих потребностей человека и  формирование новых ещё более ресурсоемких потребностей. Эта общественная парадигма противоречит духовной природе человека и здоровому образу жизни, как основе здоровья.

Общество ставит перед медициной задачу как можно быстрее «подлатать» человека, чтобы вернуть работника на производство, а потребителя – к прилавку. При этом медицина, являясь отраслью экономики, копирует экономическую модель общества: удовлетворяет спрос на медицинские услуги таким образом, что потребности в этих услугах неизменно растут. Медицина выполняет запросы общества: побеждает симптомы болезней, а болезни остаются, побеждает болезни, а здоровья нет.

Современный западный человек живет динамичной, наполненной тысячами событий и впечатлений жизнью. И цель этой жизни, как правило, успех. Успех во всем: в хорошей учебе, в престижной работе, в прибыльном бизнесе, в удачной женитьбе, в послушных детях, в достойной кончине.  Его прагматичный ум относится к своему здоровью то, как к средству достижения успеха, то, как к досадному препятствию на пути к успеху. Но успех, он как линия горизонта: удаляется по мере приближения к ней, и остается только чувство неудовлетворенности своей успешной жизнью, и мир, вчера ещё такой понятный и предсказуемый, сегодня уходит из-под ног.

Древние ведические знания ставят всё на свои места. И наш материальный мир, такой реальный и понятный, на наших глазах несколько отодвигается в сторону и перестаёт заслонять своего прародителя – духовный мир Абсолюта. И вот уже мы начинаем воспринимать всё Творение в целостности, и новые мысли о цели нашего земного существования начинают подтачивать наш прагматичный ум. Впереди ещё много сомнений, колебаний и отступлений, но первые лучи благости уже начали рассеивать тьму страсти и невежества.

Восток не ограничивается материальным миром, а рассматривает жизнь в её духовном аспекте. При этом границы мира и человеческой жизни расширяются до бесконечности. Рождение и смерть становятся лишь бесчисленными этапами эволюции сознания человека. При таком подходе понятие здоровья становится практически тождественно понятию самой жизни, и становится подчинено задаче духовного развития человека.

Аюрведический взгляд на  здоровье и болезнь выходит за рамки медицинской концепции. Согласно Аюрведе, здоровье человека – это сама его жизнь, устремленная к духовному совершенству, а болезни – сигнальные маркеры  на пути эволюции сознания человека.

Аюрведа это не просто медицинская система, это нечто гораздо большее, это древнее знание, ведущее человека от неудовлетворения, страданий и страха смерти к свободе, блаженству и бессмертию. Нам же остается только открыть свое сердце для мудрости древних знаний и следовать ведическому девизу:  «Живи просто, думай возвышенно!».

Я привожу здесь и далее эти рассуждения для того, чтобы обосновать необходимость перемены взглядов на предназначение человека и его здоровье с раджасичных позиций потребительского общества на саттвичную ведическую духовную платформу. Тем же, кто ставит под сомнение реальность достижения этой цели, кто уверен в незыблемости современной господствующей парадигмы, хочу напомнить, что в исторической перспективе идеалы потребительского общества существует несопоставимо короткое время по сравнению с Ведической духовной традицией.

Верно и другое, что начинать перемены общественных устоев следует с самого себя. Здесь будет уместно привести слова Махатмы Ганди: «Давайте станем той переменой, которую мы хотим увидеть в окружающем мире».