Основы Аюрведы

Экскурс в историю Аюрведы

Аюрведа - это часть Вед, древних текстов, истоки которых теряются в глубине тысячелетий. Время не сохранило общепризнанных археологических свидетельств периода возникновения Вед, и поэтому нам остается довольствоваться только гипотезами.

Индуизм считает, что Веды – это вечный, не сотворенный человеком источник знаний. В начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма получает ведическое знание. В конце космического цикла ведическое знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения. Человечество получило эти богооткровенные знания с помощью просветленных мудрецов (риши), которые установили связь с духовным миром, не утратив связи с материальным миром.

 

На протяжении миллионов лет риши (мудрецы) поддерживали передачу ведического знания от учителя к ученику в устной стихотворной форме на санскрите.

Согласно ведическому летоисчислению примерно пять тысяч лет назад в конце Двапара-юги наступила эпоха деградации, и качества людей, в том числе качество памяти, стали сильно убывать. И поэтому традиция передачи знания из уст в уста, потребовала записывать их. В связи с этим часть ведического вечного знания была записана и разделена на четыре Веды великим просветлённым мудрецом Вьясадевой, ныне считающимся Воплощением Господа.

Существует и другая гипотеза возникновения Вед, как наследия древней арийской цивилизации, существовавшей 30-35 тысяч лет назад. Это был очень гармоничный, процветающий мир высокодуховных людей, высочайшей культуры, этики и морали, религии и искусств. Древние арии сознательно избегали технократического пути развития, жили в гармонии с природой, ведали законы эволюции сознания и накопили огромные знания, которые и составили Веды. Древние арии не пользовались письменностью, так как обладали идеальной памятью и способностью мгновенной передачи информации.

Но, примерно 30-32 тысячи лет назад произошла глобальная космическая катастрофа, которая прекратила существование древней арийской цивилизации. Вероятно, это событие способствовало возникновению легенд о всемирном потопе. Катастрофа унесла большую часть населения планеты. Спасшиеся арии мигрировали по Евразии и постепенно оседали в районе современной Индии.

Попав в экстремальные условия и превратившись в кочевой народ, арии начали безвозвратно терять свои сверхспособности по части памяти и передачи информации. Перед ними стала задача сохранения ведических знаний, и они были зафиксированы при помощи письменности.

Как можно заметить, эти две гипотезы происхождения Вед не противоречат друг другу. Вполне можно допустить, что древние арии и были теми просветленными мудрецами, которые получили богооткровенные ведические знания и сформировали традицию их устной передачи, пока и не записали их в виде Вед.

Современная историческая наука датирует написание Вед периодом от 3,5 до 6 тысяч лет назад, что делает их одним из древнейших священных писаний Земли.

Веды – это систематизированные многоуровневые знания. Их содержание охватывает буквально всё, от духовных до материальных знаний: религия и философия, астрономия и астрология, физика и математика, политология и социология, медицина и психология, архитектура и другие отрасли прикладных знаний. Веды содержат знания о духовной природе человека, о реинкарнации и законах кармы, о смысле и предназначении жизни. Веды содержат удивительно точную и исчерпывающую информацию о временных циклах, о прошлом и будущем. В числе прочего в Ведах можно найти предсказания прихода Будды, Иисуса Христа, Магомета и даже английской королевы Виктории. В самих Ведах утверждается, что ведическое знание безгранично и всё человеческое знание по сравнению с ним – просто капля в море.

Согласно каноническому делению, Веды имеют определенную структуру. Основными писаниями являются самхиты - сборники мантр, обращенные к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «девы». Они считаются самой древней частью Вед. Существуют четыре самхиты: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда.

К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Они раскрывают философские аспекты и, как правило, изложены в прозе.

Также к ведической литературе принято относить такие писания, как: Махабхарата (в неё входит азбука духовной жизни - Бхагавад Гита), Рамаяна, Пураны, Панчаратра.

И наконец, ещё существуют околоведические тексты, вторичные Веды - упаведы. Они представляют собой руководства по различным отраслям знания: Аюрведа - медицина, Дханур-веда - боевые искусства, Гандхарва-веда - музыка и священные танцы, Астра-шастра - военная наука, Стхапатья-веда - архитектура, Шилпа-шастры - искусство и ремёсла.

Таким образом, Аюрведа является вторичной Ведой, производной от четырех основных Вед, которые содержат основные принципы медицинской науки – концепцию трёх дош, учение о семи дхату, учение о пищеварении и обмене веществ, а также описания анатомии человека, сведения о многих болезнях, информацию о лекарственных растениях, описание различных хирургических операций. Большинство аюрведических знаний сосредоточено в Атхарва-веде.

Для дальнейшего экскурса в историю Аюрведы следует отметить важный момент. Аюрведа, как данное свыше богооткровенное ведическое знание, считается законченным знанием о здоровье, потому что содержит полный, законченный и самодостаточный алгоритм поддержания здоровья. Этот алгоритм невозможно дополнить, улучшить, изменить. Поэтому история Аюрведы не является хронологией развития или упадка, расширения или сужения, как это свойственно большинству отраслей науки. Аюрведа – это все, какие только могут быть, основополагающие принципы здоровья на все времена, здесь не может быть открытий новых принципов и расширения знаний. Поэтому дальнейшая история Аюрведы – это её толкование и понимание, адаптация и практика применения в соответствии с принципом ведического знания «место – время – обстоятельства» (деша-кала-патра).

История содержит упоминания об отдельных трудах по Аюрведе. Но на сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов. К счастью, сохранились три самых важных, авторитетных и известных аюрведических текстов, которые являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных трудов по Аюрведе: «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга-хридайам-самхита».

Канон «Чарака-самхита» создан приблизительно в 150 году н.э. Чаракой. Этот канон посвящен аюрведической терапии. В нем содержится подробное изложение методов обследования, диагностики и лечения различных заболеваний, детальное описание процедур панчакармы, рецептуры многочисленных лекарственных составов, а также подробные предписания по их сбору, приготовлению и применению.

Канон «Сушрута-самхита» создан приблизительно в 350 году н.э. Сушрутой. Это завершённый труд по практической хирургии. В нём раскрыты причины и механизмы развития различных заболеваний, описано более 300 видов операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств, заложены основы гирудотерапии и иглотерапии. Сушрута задолго до К. Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова - секрецию желудочных соков, за много веков до Э. Дженера - способ прививки против оспы. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой.

Канон «Аштанга-хридайам-самхита» создан приблизительно в VI веке н. э. Вагбхатой. В этом труде Вагбхата объединил и описал все направления Аюрведы. Автору удалось написать подробный и универсальный, но вместе с тем, краткий и понятный учебник аюрведической медицины, по которому вот уже четыре века учатся аюрведические врачи.

I-IX столетия стали «золотым веком» классических трудов по Аюрведе. В это время помимо уже упомянутых «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга-хридайам-самхита», были созданы: знаменитый трактат по диагностике «Мадхава-нидана-самхита», подробнейший словарь лекарственных средств «Бхавапракаша-нигханту», ставший классическим канон по  пульсовой диагностике «Шарнгадхара-самхита». Свое развитие в трактатах и комментариях получили хирургическая, терапевтическая и педиатрическая традиции Аюрведы.

Вместе с тем, справедливости ради, следует отметить, что не обошлось и без ошибок и искажений первоначального ведического знания. В человеческой истории сложилась негативная тенденция искажения священных текстов в угоду интересов власть предержащих. И Ведам не удалось, хотя и в меньшей мере по сравнению с другими духовными традициями, избежать этих кощунственных поправок.

Так наиболее ранние части Вед содержат философскую идею о четырех видах служения, полную духа свободы и социального равенства. Но впоследствии под воздействием политических интересов господствующего класса эта идея преобразовалась в отвратительную кастовую систему. Кроме того, жреческое сословие активно закрепляло в околоведической литературе идею «чистоты» духовного мира и «нечистоты» материального мира и требовало свести к минимуму взаимодействие с физическими аспектами жизни, что вылилось в пренебрежительное отношении к медицинской практике. Некоторые историки считают, что буддийская идея ненасилия пагубно сказалась на распространении аюрведической хирургии. Эти примеры иллюстрируют, что письменные Веды, особенно более поздние по написанию части Вед и околоведическая литература, к сожалению, содержат искажения отдельных ведических идей.

Аюрведа оказала большое влияние на развитие китайской, тибетской, арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями везли в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Вместе с целебными травами по миру распространялись и аюрведические знания.

Основоположники различных медицинских школ адаптировали Аюрведу к национальной специфике своих стран: традициям, образу жизни, религии.

Аюрведические знания проникали в Грецию. Так известно, что Гиппократ интересовался ведической медицинской наукой и испытывал её влияние при написании своих трудов. В 326 году до н.э. Александр Македонский вторгся в северную Индию. Император был поражен искусством аюрведических целителей и, уходя, увез некоторых врачей с собой в составе своей свиты.

К 400 году н. э. аюрведические трактаты были переведены на китайский и оказали огромное влияние на китайскую медицину. В 700 году н.э. китайские студенты изучали аюрведическую медицину в индийском университете в Наланде.

Особенно активно Аюрведа начала проникать в область Тибета с VII века н.э., когда личным врачом правителя Тибета был приглашен аюрведический врач. Трактат «Аштанга-хридайам-самхита» лег в основу трактата по тибетской медицине «Чжуд Ши».

В 800 году н.э. аюрведические работы были переведены на арабский язык. Век спустя такие известные целители, как Авиценна и Раци Серапион, оба широко цитировавшие индийские тексты, стали известны на Западе.

В XVI веке Парацельс, считающийся отцом современной западной медицины, развил свое учение, во многом заимствовавшее положения из Аюрведы.

В XVII веке хирурги Ост-Индской компании обучались у аюрведистов искусству ринопластики.

В период британского колониального господства в Индии аюрведическая медицина подверглась гонениям. В 1833 году по распоряжению Ост-Индской компании были закрыты все аюрведические колледжи. На протяжении почти ста лет Аюрведа считалась «медициной бедняков» и применялась только в деревнях, жители которых не имели доступа к западной медицине или не могли оплачивать услуги врачей.

Но вслед за тем, как Индия вновь обрела независимость, Аюрведа возродилась и стала соперничать с западной медициной на равных. В настоящее время средствами Аюрведы лечатся около 70% жителей Индии.

Ещё в XIX веке немецкие специалисты перевели из трактата «Сушрута-самхита» описание пластических операций по восстановлению повреждений лица, что положило начало развитию пластической хирургии. И сегодня пластические хирурги во всем мире считают Сушруту отцом своего искусства.

В настоящее время Аюрведа официально применяется и пользуется государственной поддержкой наравне с западной европейской медициной в ряде стран: Индия, Шри Ланка, Непал. Всемирная организация здравоохранения ООН признала Аюрведу альтернативной медицинской системой наряду с гомеопатией и китайской медициной.

Во всем мире растет интерес к Аюрведе как у населения, так и у медицинских специалистов. В западных странах появляется все больше частнопрактикующих аюрведических врачей и клиник, налаживается поставка и производство аюрведических препаратов, выпускается популярная литература, идеи аюрведического здорового образа жизни постепенно завоевывают новых сторонников.  И сегодня Аюрведа продолжает адаптироваться к современным условиям западного мира во благо всех живых существ.